Цитата сообщения JapanBlog
Тясицу
Тясицу - японский чайный домик. Строившиеся, как правило, на небольшом участке земли между основными зданиями чайные дома имели сначала лишь узкий подход в виде дорожки (родзи), что в точном переводе значит “земля, увлажненная росой” или «росистая земля». Функция «родзи» заключается в очищении гостя от скверны бренного мира. Впоследствии этим термином стали обозначать и более обширный сад с целым рядом специфических деталей. К концу XVI века чайный сад получил развернутую форму. Он стал делиться невысокой изгородью с воротами на две части - внешнюю и внутреннюю. Эти зоны должны создавать контрастное настроение.
«Внешняя Росистая земля» должна создавать ощущение очищенности, «внутренняя» - усиливать настроение ваби. Проход через сад был первой ступенью отрешения от мира повседневности, переключения сознания для полноты эстетического переживания. По замыслу мастеров чая, сад становился границей двух миров с разными законами, правилами, нормами. Он физически и психологически готовил человека к восприятию искусства и, более широко, - красоты. Поскольку чайные дома стали строить в городах, вблизи от основного жилого дома, как правило, окруженного хотя бы небольшим садом, то постепенно возникла идея специального чайного сада, устройство которого подчинялось правилам ритуала.
«Закрытое пространство» - чайный домик с помещением для проведения чаепитий - является прямым продолжением пространства открытого. Для классической чайной церемонии является чайный домик, типа хижины-саан. Непременным компонентом хижины-соан является лаз-нидзиригути, через который гость попадает с росистой земли в чайную комнату. Пролезание через лаз символизирует переход в некое новое состояние. Пол в чайном павильоне покрывают циновками (татами).
Тясицу
Стандартные размеры циновок 190х95см. позволяли с их помощью не только определять размеры помещения, но и все пропорциональные отношения в интерьере. В чайном павильоне Тай-ан имеет размер два татами. В квадратном углублении пола помещался очаг, употреблявшийся для церемоний в зимнее время. Высота потолка различна в разных частях комнаты: самый низкий над местом, где сидел хозяин. Выполненный из натуральных неокрашенных материалов, как, впрочем, и все другие элементы, потолок мог варьироваться в разных частях - от простых досок до узорчатых плетеных панелей из бамбука и тростника. На потолок обращали особое внимание там, где в крыше или верхней части стены были устроены окна.
Двое в тясицу
***
Моя нежная гейша, тебя обожаю,
Выпей со мною зеленого чая.
Ты рядом, я понял, что мир этот создан для нас.
Ты знаешь, куда ведут древние тропы.
Наброски судьбы, фолианты утопий.
Мы выбрали счастье, оно только здесь и сейчас.
Моя добрая гейша, пусть в небо взлетает
Журавлик мечты твоего оригами,
Кто в это не верит, пускай остается в цепях.
Я понял, что сны здесь реальнее яви,
Там, где свобода над нами сияет,
Никто не заставит увязнуть в пустых мелочах.
Моя мудрая гейша, ты помнишь инь-ян,
Мне кажется, есть в нем серьезный изъян.
Я очнулся под шепот дождя в твоем райском саду.
Жизнь наша -- белые пятна на красном,
Огонь, что внутри, никогда не погаснет,
Ведь смерть это красные пятна на белом снегу.
Моя кроткая гейша, не нужно упреков,
Читай мне чуть слышно волшебные хокку,
В них тайные смыслы и чистая легкость души.
Рук наших кисти, сердец наших краски,
Мы нарисуем гармонии сказку,
Сами придумаем небо, весну и цветы.
Моя милая гейша, ты знаешь меня,
Твой солнечный взгляд отпускает слова.
Зажглись фонари, за окном потемнело давно.
О как же прекрасен твой ласковый цвет,
Я долго искал, и я знаю ответ,
И истина кроется там, под твоим кимоно.
***